Создать акаунт
Kriptorun.ru » Финансы » Прибыль есть, а денег нет. Как объяснить собственнику, куда пропали финансы

Прибыль есть, а денег нет. Как объяснить собственнику, куда пропали финансы

08 апр 2024, 22:44
Финансы
1
0
Прибыль есть, а денег нет. Как объяснить собственнику, куда пропали финансы

Классический вопрос от собственника к финансовой команде - где деньги? При этом вопрос актуален независимо от размера компании. Более 11 лет опыта в аудите и финансовом контроле на различных должностях приводят к мысли, что этот вопрос не потеряет своей актуальности никогда. Так почему же так происходит ? В статье разберем наиболее распространенные причины.

Причина №1 На самом деле, прибыли тоже нет.

Эта причина самая печальная и самая распространенная. К сожалению, зачастую прибыль в отчетности РСБУ, по которой распределяют дивиденды, далека от реальности. Зачастую, в отчетности не отражаются резервы и оценочные обязательства (хотя должны), а в активах числятся объекты, которых уже давно нет, либо их текущая оценка существенно ниже рыночной.

В некоторых случаях показатели прибыли умышленно завышаются командой, чтобы выполнить ограничительные условия по кредитам или для целей расчета бонусов (что еще хуже), а инвентаризация проводится только формально - запасов на складах в указанном количестве и качестве уже может и не быть довольно давно.

Многие компании отдельно ведут управленческую отчетность, которая, по логике вещей, должна отражать все и показывать реальное положение дел. Однако управленческая отчетность строится, зачастую, на непрозрачных принципах, которые изобретает сам менеджмент или собственник, ввиду чего объективной картины она тоже не отражает.

Что с этим делать? Построить качественную систему управленческой отчетности может либо собственная сильная финансовая команда, либо привлеченный эксперт со стороны (первый вариант- предпочтительней), делать это нужно по международным стандартам, фиксируя все резервы и потери.

К тому же, управленческая отчетность должна в обязательном порядке содержать баланс, отражающий наличие реальных активов и их объективную оценку на отчетную дату.

Причина №2 Вся заработанная прибыль застревает в оборотном капитале

У розничных продавцов и тех, кто работает по предоплате, таких проблем, как правило, не возникает – денег в бизнесе достаточно. Однако большинство компаний работает с покупателями все же с отсрочкой платежа. Чем больше отсрочка в днях, тем выше риски у компании попасть на кассовый разрыв, особенно, если поставщикам нужно платить раньше. Второй риск – это то, что деньги в принципе могут быть не получены.

Из этого вытекают судебные разбирательства, которые могут затянуться ни на один год. Хорошо, если в период спада или низкой сезонности, деньги все-таки доходят и оседают на время на счетах компании. Если этого не происходит – возможно, причина глубже, чем просто мысль о том, что деньги в обороте (возможно, прибыли просто нет). Необходим детальный аудит показателей, чтобы понять, где деньги? А далее – разработка комплекса мер по стабилизации ситуации.

Как это проверить? Взаимосвязь между прибылью и денежными потоками можно сделать, если сформировать отчет о движении денежных средств косвенным способом (взять прибыль и скорректировать ее на «не денежные» статьи, а также изменения в оборотном капитале).

Провести анализ дебиторской задолженности, сравнить оборачиваемость с условиями договора, создать резерв под обесценение, если это необходимо. Если стоит задача нарастить ликвидность и проблема действительно в отсрочке платежа, то бизнесу может помочь факторинг (переуступка дебиторской задолженности), скидки за раннюю оплату - правда, за это нужно будет заплатить, поэтому нужно считать - что выгоднее и стоит ли идти в это.

Причина №3 Не заметили, как все потратили

Один из ярких примеров – это выплата дивидендов, которая не отражается в самой чистой прибыли, а проводится через капитал. Если у компании нет внутренних правил дивидендной политики, то забирать из бизнеса собственник может по собственному усмотрению, без оглядки на бюджет и возможности компании.

Когда потребности собственника растут быстрее, чем возможности бизнеса, неизбежно возникают проблемы и конфликт сторон. Выявить это можно на этапе согласования бюджета и прогноза, как правило, собственники и сами не хотят создавать дополнительных рисков для компании и готовы корректировать свои планы, если что-то в бизнесе идет не так.

Второй большой статьей могут быть инвестиции и инвестиционные проекты (при том, что далеко не все из них окупаются и становятся прибыльными). В отчет о финансовых результатах расход, как правило, ложится равномерно на срок действия проекта через амортизацию, а деньги нужно платить сразу, часто по авансовой системе.

Как с этим быть? Разработать и утвердить правила дивидендной политики. Сами дивиденды распределять, отталкиваясь не только от нераспределенной и чистой прибыли в отчетности по российским стандартам бухгалтерской отчетности, но и от уровня реальной управленческой прибыли ( о том, как ее определить, мы говорили в пункте 1).

При согласовании инвестиционных проектов, компания четко должна отдавать себе отчет в том, как его реализация скажется на основном бизнесе, и какие риски он в себе несет. Должен быть четкий план – что делать, если с проектом пойдет что-то не так. Также, если проект требует финансирования извне, договоренность об этом должна быть достигнута до момента его запуска, а не в процессе, либо компания должна быть готова его финансировать самостоятельно, в случае реализации негативного сценария.

Навести порядок в финансах компании - задача сложная и непростая, особенно, если этим не занимались много лет. Но ответ на вопрос: "прибыль есть, а где деньги?" всегда есть, и никакой магии не потребуется.

Главное - найти тех специалистов, чья квалификация позволит не только в этом разобраться, но и донести информацию собственнику понятным языком, а далее - помочь устранить все эти проблемы в бизнесе.

Смотрите также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются